Как я стал копирайтером…

Дата: 08.03.2011 | Комментарии (2)

 «У рекламы есть одна цель – продавать, все остальное от лукавого».

известный американский рекламист Раймонд Рубикам

 

Хотел бы развеять кое-какой стереотип. Многие почему-то считают, что в копирайтеры  подаются молодые люди, которые не смогли себя применить в других более важных профессиях – дизайне, программировании, html-верстке и пр.  А что, копирайтинг – ремесло не хитрое, ведь русский язык в школе учили все, поэтому тут уже изначально все схвачено. Типичный портрет копирайтера – это студент (чаще филологического или журналистского факультета), который бойко и по сходной цене строчит разномастные тексты.

Мой путь в копирайтинг начался с кресла директора производственно-торговой компании. Будучи регулярным заказчиком рекламы, я также регулярно участвовал в ее создании. Если мне была нужна заказная рекламная статья, то я приглашал газетного журналиста. Он задавал вопросы и записывал ответ на диктофон. И через пару дней отправлял мне готовый текст. Затем мы вместе с журналистом садились, и он под мою диктовку дорабатывал текст, пока меня не устраивал конечный результат. И так со всем остальным – видео, аудио, наружка и т.д.

Работая уже бизнес-консультантом, я порекомендовал своему заказчику запустить серию рекламных публикаций. В преддверии начала очередного сезона продаж, эта идея была здравой и сулила приличный коммерческий эффект. Конечно, можно было втолковать журналисту весь маркетинг проекта и потом сидеть вместе с ним переделывать написанное. Но я сделал  все тексты сам – 9 рекламных статей, каждая размером с половину газетной полосы формата А3. Итоговый оборот заказчика вырос в 2,5 раза, по сравнению с предыдущим годом. И пошло-поехало…

Меня всегда привлекала возможность работать на себя и не быть привязанным к какому-то определенному месту. А увлечение йогой и восточной философией позволило усомниться в особой ценности офисной бутафории – кресле начальника, личном секретаре, служебном автомобиле и «власти» над судьбами подчиненных. Работа копирайтером на удаленной основе оказалась как раз тем, что совпадало с этой новой жизненной позицией.

После ухода в копирайтинг год–полтора ушел на вводное обучение, плавно переходящее в постоянное самообразование. Статьи, книги, обучающие курсы, вебинары и др. дополнили и продолжают дополнять имеющиеся практические навыки в маркетинге, продажах, рекламе и управлении бизнесом.

Неслабую прибавку к уровню дали выполнение пары десятков проектов с фриланс-бирж и годовая «стажировка» в качестве постоянного копирайтера у Дмирия Баканева. Плюс несколько заказов в офф-лайне, включая проведение директ-мэйл кампаний. И в итоге мы имеем специалиста, который совсем не похож на скороспелого дилетанта. Нескромно? Скромных рекламщиков не бывает.

По моему мнению, копирайтинг (да и вообще создание рекламы, которая дает результат) – сложное и многотрудное дело. Это удел профессионалов, услуги которых не скупаются охапками по оптовым ценам. Поэтому я здесь и работаю.

 

Подпишитесь на RSS или получайте посты на email.
Искренне ваш, Михаил Стражников.

О медных трубах, 23-м февраля и отношении к людям

Дата: 28.02.2011 | 1 Комментарий

Нет, это не еще одно поздравление с праздником защитников. Просто из службы в армии я вынес один очень познавательный урок. Знаете, власть и признание меняет (ломает) людей, и как я понял позднее, почти всегда в худшую сторону.

Был у нас старший лейтенант Саблин (пусть будет Саблин). Добрейшей человек, душа солдатам – всегда спокойный и улыбчивый. Будучи дежурным по части, и заставая нас ночью смотревшими телевизор, он усмехался и садился таращиться в ящик вместе с нами. Короче, весь солдатский и сержантский народ в нашей части слегка расслаблялся, когда этот старлей заступал на дежурство. А уж его прямым подчиненным служба вообще казалась не службой, а медом, чего по уставу никак не положено.

Все изменилось как раз в канун моего дембеля.  Товарищу старшему лейтенанту присвоили очередное воинское звание капитана и назначили заместителем ротного командира. Человек в одночасье поднялся над другими офицерами роты, и стал особой приближенной к императору (командованию частью).  Я по своей юной глупости не придал этому факту особого значения. Подумаешь, еще одна маленькая звезда на погонах у нашего местного солдатского любимца – отдушины среди всего офицерского состава. Не тут то было…

Памятуя о том, как с товарищем бывшим старшим лейтенантом (ныне капитаном) легко и просто решаются дела, я весело, и не предвидя подвоха, намекнул ему о своем дембеле. Мол, пора бы домой, и когда же наконец тааищ капитан вы дадите мне отмашку нарисоваться в строевой части и оформить документы на благополучное выбытие.

Ответ меня поразил круче, чем короткое замыкание на высоковольтной подстанции. Я узнал, что давно состою с тааищем капитаном в сексуальных отношениях, что мне следует немедленно отправиться в пешее эротическое путешествие (на три буквы), и домой я поеду позже всех – в последний день демобилизационного периода. Грустя, я побрел восвояси. А ротный старшина объяснил мне потом причину кардинальных изменений в характере и поведении нового «большого» начальника.

Человеку свойственно расти, развиваться и брать новые рубежи, в том числе и в профессии. Вот только стоит ли топтаться по головам нижних чинов или мнить себя крутейшим из крутейших?

Начав заниматься копирайтингом, и довольно быстро поднявшись по профессиональной фрилансерской лестнице, я хорошо помню о «медных трубах» – испытании известностью и властью. Клиенты и коллеги могут быть разные: умные и не очень, наивные и умудренные опытом, проницательные и тормознутые. При любом раскладе, зазнаваться, разговаривать «через губу»  и ставить себя выше других людей – путь в тупик.  Жизнь рано или поздно внесет свою корректировочку, и неслабо треснет по голове за такое отношение.

На 23-е мне прислали поздравительную sms-ку: «…Дороже мудрость, чем венец. Не тот мудрец, кто выше чином – тот выше чином, кто мудрец». 

Коротко и метко, что скажете?

Подпишитесь на RSS или получайте посты на email.
Искренне ваш, Михаил Стражников.

Главное умение копирайтера

Дата: 25.02.2011 | Комментарии (2)

Копирайтер, как человек-оркестр, должен многое знать и уметь. Какую-то часть знаний можно взять из учебников, курсов, тренингов. Можно изучать примеры успешных и именитых коллег или даже пройти практикум в рекламном агентстве. Но есть важный навык, который никакое обучение заменить не сможет. И если его нет, то на выходе будем иметь сносные тексты и средненькие или ниже среднего гонорары. Звезды с неба явно не про этот случай.

Лично я считаю главным навыком копирайтера – умение продавать, т.е. опыт работы в активных продажах. От полугода и в дальше в гору. Кто-то наверняка захочет со мной поспорить, утверждая, что эту часть обучения можно пройти заочно. Ничего подобного. Я сам работал в продажах и знаю, о чем говорю.

После такой практики в голове многие вещи (непостижимые в теории) укладываются на свои места. И все остальная теоретическая часть знаний выстраивается в четкую систему. Ты начинаешь нутром чувствовать человека, который прочитав твой текст, должен захотеть купиться на твою идею – купить рекламируемый товар.

В общем, кто хочет стать хорошо оплачиваемым копирайтером – поработайте в активных продажах. И никаких отговорок. Возражения есть?

Подпишитесь на RSS или получайте посты на email.
Искренне ваш, Михаил Стражников.

О пользе диктофона

Дата: 24.02.2011 | Комментарии (4)

Профессиональным копирайтерам хорошо известна эта аксиома. В рекламных (продающих) текстах крайне важно ЧТО написано. Стиль изложения и красивые речевые обороты тоже важны, но это уже задача второго плана.

Чтобы знать, что писать – нужно как-то забраться в душу и голову потенциального читателя рекламного текста, и понять что для потребителя действительно важно. Без вариантов. Это задача с приоритетом №1. Но как решить такой ребус?

Предположим, вы – копирайтер-мужчина, и получили заказ на написание рекламного текста про БАДы, которые помогают при заболеваниях женской половой сферы. Держу пари, что не каждый мужик хоть раз в жизни даже слышал такие слова, как эндометриоз, фибромиома и т.п. И уж тем более на старте абсолютно непонятно, что женщины (потенциальные потребители) обо всем этом думают и как эмоционально воспринимают такие болячки. Но выход есть, и он прост и доступен как рецепт яичницы.

Составляем опросник, берем диктофончик и идем к женщинам за информацией. Конечно, если вы начнете приставать к прохожим на улице со своими скользкими вопросами, результат будет плачевный. Можно поступить хитрее…

Сначала расспросить жену (подругу), потом знакомых женщин – тех, с кем уровень отношений позволяет такие темы обсуждать. Хорошо бы записать на диктофон свою беседу с врачом-гинекологом и съездить в женскую консультацию – поймать настроение и поглядеть на лица женщин, сидящих в очередях.

А потом начинается самое интересное – расшифровка записей. Слушаешь, анализируешь, и постепенно появляется предельно четкое понимание того, на какие крючки ловить потребителя и ЧТО писать в тексте.

Думаете женщины покупают все эти баночки-скляночки для того, чтобы вылечить свою болячку? Это верно только отчасти, но главный побуждающий мотив совсем другой. Какой? Это мой маркетинговый секрет. Если хотите его узнать, придется поработать. Читаем этот пост еще раз, берем в белые ручки диктофон, и вперед на баррикады.

Думаю, теперь понятно зачем в арсенале копирайтера должен быть диктофон, и почему написание продающего текста занимает время и стоит денег.

А как вы собираете маркетинговую информацию о предпочтениях целевой аудитории на рынке b2c?

Подпишитесь на RSS или получайте посты на email.
Искренне ваш, Михаил Стражников.

Продающие тексты – за что на самом деле берутся деньги?

Дата: 23.02.2011 | Комментарии (4)

Все началось с того, что я решил составить для нашего бюро наглядное описание-процесс  работы над продающим текстом. Взглянув на которое, потенциальный заказчик сразу бы понял, что настоящий копирайтинг не ограничивается отметкой «четыре с минусом» по русскому языку за 8-й класс средней школы.

Например, в дизайне с наглядностью дело обстоит хорошо. Вот идея, вот варианты, вот финальный макет. Сразу видно, что ребята вооруженные фотошопом и воображением потрудились как следует. И самое главное, понятно, за что деньги берутся. Те, кто бродил по сайту Лебедева, понимают о чем речь.

Копирайтеру труднее. С фотошопом он на «вы» и на Энди Уорхолла (это такой крутой дизайнер-художник с мировой известностью) сослаться не может. Как донести до заказчика то, что копирайтинг – сложный и многотрудный процесс, который требует от исполнителя целый вагон разнообразных знаний и навыков? Ведь копирайтер  – это и маркетолог, и рекламщик, и психолог, и специалист по зрительному восприятию… и человек, владеющий бойким пером.

Думал я – думал, и превратился в драматурга. В итоге получилась что-то похожее на пьесу в несколько действий. В ней есть все – и завязка, и кульминация и успешный финал. Посмотрев на эту «эпопею» теперь никто не скажет, что продающие тексты пишутся мизинцем левой ноги и стоят сущие копейки.

Гуру продаж Радмило Лукич как-то сказал: «Если ты думаешь, что компетентность – это дорого, ничего, я подожду, пока ты не отведаешь некомпетентности». Чтобы разобраться лучше, что в итоге дороже – подпишитесь на RSS или получайте посты на email.

Подпишитесь на RSS или получайте посты на email.
Искренне ваш, Михаил Стражников.

Page 3 of 3«123