Бедный маркетинг, 7 наблюдений

Дата: 05.03.2008 |

В январе я отлично покатался на горных лыжах в чудном местечке Боровец (как опытный горнолыжник, рекомендую). Помимо того, как превратить 3х-метрой слой снега в отличную трассу для катания, братья-славяне-болгары научили меня еще кое-чему. У них, видите ли, нет нефти, зато есть сфера услуг и малый бизнес. И как этот малый бизнес крутится, как отчаянно борется за клиента, как использует все возможные ресурсы – это нужно видеть. Я увидел.

Наблюдение1: Сначала друг, потом – покупатель
Перед каждым рестораном стоит зазывала. Но он не хватает тебя за рукава и не тащит внутрь, как это сделали бы арабские хлопцы. В первый день они просто здороваются и знакомятся. И лишь на следующий день, между делом, при встрече могут спросить «как вам местная кухня? Я знаю одно неплохое место!». Он вроде бы и не сотрудник ресторана, он всего лишь по-дружески нам его советует. Обычный партизанский маркетинг скажите вы. Да, но бывает плохая реализация, а это – хорошая.

Наблюдение2: Используются всевозможные способы привлечения клиентов
Практически любая забегаловка на 6 столов использует следующие способы привлечения клиентов.

1 Сотрудничество с гидами, которым раздаются флаера
2 Зазывала у входа или внедренный в толпу
3 Листовки, которые раздаются отдыхающим. Кстати, всегда содержат какую-то выгоду, причем не просто скидку, а, например, бесплатный бокал пива (разницу между бокалом пива и 5%-скидокой мужчине объяснять не нужно :) )
4 Несколько вывесок, больших и маленьких, на самом здании и соседних деревьях – короче везде
5 Планшет на улице

В моем городе иные заводы не используют столько рекламных каналов.

Наблюдение3: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Свиные и бараньи туши на вертеле благоухают просто фантастически. После лыж пройти мимо невозможно.

Наблюдение4: Грамотный мерчендайзинг
А именно – весь товар лицом. Весь! К сожалению, нет фото спортивных магазинов – они буквально со всех сторон увешены товарами. Я покупал горнолыжную куртку, и ни разу не услышал от продавца «точно такая же, только красная есть на складе». Все расцветки и модели на виду! Или вино в ресторане – такая же ситуация:

 

Меню есть меню, а аппетит разыгрывается не от букв с цифрами, а от таких видов.

Наблюдение5: Сегодня у нас скидки!
Скидки есть везде и всегда. Мы обедали в мексиканском ресторане, в котором скидка 10% дается всем посетителям, ее прямо вписывают в счет. Зачем? Затем, что гиды, зазывалы и другие «агенты» могут смело его рекомендовать «вам там сделают скидку!».

Наблюдение6: Максимальное использование рекламных площадей
В маленьком курортном городке невозможно поставить щиты 3х6, поэтому все изворачиваются по-своему. На одном домике (одноэтажном) я насчитал целых 8 вывесок: три вывески интернет-клуба, три – обмена валюты, одну – одежды и одну – фотоцентра. Не кисло, да?

 

А Данон, тем временем, покупает рекламу на horse-taxi.

Ну и последнее наблюдение: все должно радовать глаз.

Даже мусорные бачки)

Если зарубежные курорты – это симфония малого бизнеса, то Красная поляна и Абзаково – это праздник госкапитализма. Поэтому, хорошего сервиса на наших курортах ждать не приходится.

P.S. Улыбнуло резюме копЕрайтера

Никуда я не спешу, почитаю попишу:
Как слить рекламный бюджет в унитаз
Реклама в интернете от top4top!!! Срочно!!!
Высшее образование для копирайтера: филфак или физмат?
Где найти клиентов или правило 3F для фрилансера
— Вы тоже считаете, что меньше рекламный бюджет, тем лучше маркетинг? (не всегда, но часто)
Тогда скорей подписывайтесь на мой RSS!
В любом случае — до следующего эфира!
Искренне ваш, Аэрофлот копирайтер Дмитрий Баканев.

Комментарии

на запись “Бедный маркетинг, 7 наблюдений”

  1. Александр Блохин 05.03.2008 11:12

    Классно и грамотно всё написано. Особенно порадовало про мерчендайзинг. Я жду, когда такое в России будет. Жду, когда пиджаки будут висеть лицом к покупателю, когда все книги в книжном магазине будут обложкой ко мне…

    Спасибо.

  2. Bakanev Dmitriy 05.03.2008 11:58

    Александр, не сыпьте мне соль на рану. Книжные магазины - это грустная песня)
    А мерчендайзинг это да! Как правило, часть магазина располгается под открытым небом, и каждый божий день хозяева вытаскивают со складов одежду и обвешивают ей буквально весь фасад магазина (одноэтажный домик). А каждый вечер затаскивают назад. Когда проходишь мимо - ты даже не вывеску видишь, а ряды курток и комбенезонов. Вот это я понимаю, мерчендайзинг.

  3. vektor18 05.03.2008 12:20

    Здорово, если бы у нас на лыжной базе в г. Северске Томской области было бы подобное обслуживание. Это придает больше эмоций и оставляет массу впечатлений!

  4. Julia07 06.03.2008 18:54

    Мусорные баки навеяли - у нас в городе как-то стояли симпатичные урны - «Брось в меня» - яркие такие. Вот только простояли лишь один день, День города.

  5. Bakanev Dmitriy 08.03.2008 11:42

    vektor18, это точно. Даже если метет пурга, видимость - 30 метров, то настроение все равно отличное!

    Julia07, а это даже не урны - всего лишь баки, которые стоят даже не на центральной улице а где-то в лесу, на заднем дворе отеля. Но все равно разноцветные и яркие:)

  6. Cерж Новаковский 08.03.2008 15:39

    мусор викидывают часто и все,так что реклама на урнах и баках - то что надо

  7. Гуля 08.03.2008 20:58

    Здорово наверное отдохнулось, да еще и с пользой для дела. Хорошие моменты рабочие взяты для примера. Даааа много нам не хватает, точнее всего еще. Особенно хамство везде, скорее всего с этим мы далеко не продвинемся. А жаль(

  8. Zahar Pechatniy 12.03.2008 15:39

    Да уж, Болгары - молодцы. Киприоты в этом плане еще лучше, у них такой сервис. Ну а Россия/Украина… в общем дети у нас замечательные, а все что мы делаем руками … особенно в сфере обслуживания.

    Резюме копЕрайтера тож улыбнуло:) особенно наличие прав категории A, B и звания инструктора по йоге для детей. Что тут сказать, необходимые титулы для копЕрайтера

  9. Bakanev Dmitriy 12.03.2008 16:55

    Гуля, отдохнулось действительно здорово. На следуюдщей неделе поеду в Абзаково - сравню по горячим следам)

    Zahar Pechatniy, ага, релевантный опыт налицо)

  10. Konstantin 18.11.2008 17:41

    Да, очень познавательная статья. Учиться нам еще и учиться.

  11. Алёна 10.01.2009 15:39

    Да никогда у нас такого не будет - менталитет не тот. К тому же, земли слишком много, а людей толковых - слишком мало.

  12. Bakanev Dmitriy 21.01.2009 12:10

    Алёна, да, такого никогда. Но можно сделать хотя бы лучше, чем сейчас.

  13. Блог «Как стать богатым без особых усилий?» 05.05.2009 21:56

    Людей толковых у нас всегда было много. Но вот, как бывший владелец рекламного агенства хочу спросить - может ли тот чувак, что на дом 8 вывесок повесил поверить, что если б он жил в России, документы на каждую ему выписывали бы от 4-х до 12 инстанций. Причем ещё и приходили бы проверяли, мозги компоссировали. Поэтому, рынок «наружки » так сильно монополизирован, особенно в небольших городках, где есть «собственное рекламное бюро мэра» и «все остальные».

  14. Наташа Андреева 25.07.2009 11:00

    Бедный - не бедный, а такие «партизанские приемчики» грех не применять, даже при возможностях «богатого» маркетинга.

  15. Bakanev Dmitriy 28.07.2009 11:16

    Наташа, в том-то и дело, что когда есть богатый маркетинг, «бедным» заниматься лень)

  16. Алексей Солодун 14.10.2009 17:17

    ТАк ладно не умею у нас - так еще и учиццо не хотят. С иным клиентом поговоришь минут 30 минимум, и уже тогда чувствуешь что вроде как убеждать начал. Но это далеко не всегда. В основном, у них есть очень «веский» аргумент: «Я 10 (12,15,30…) лет в бизнесе, я лучше знаю, что мне хорошо, чем ты». НУ или возможны варианты, суть которых сводится всё к тому же - типа я самый умный и мне плевать, что ты мне тут говоришь.

  17. Копирайтер Баканев Дмитрий 18.10.2009 20:08

    «Так ладно не умеют у нас - так еще и учиццо не хотят.»

    Алексей, по-моему первое как раз следует из второго)

  18. Vera 04.11.2009 11:25

    Прикольно!
    Оказывается Восточные базары идут от «самого грамотного мерчендайзинга в мире» к колыбели продаж.
    В Ташкенте еще каких-то 5 лет назад как раз так и было - весь товар лицом. Сегодня - все причесано, прилизано и заковано в пластиково-алюминиевую «цивилизацию».

  19. Мария 03.03.2010 09:25

    А мне вот интересно, если всем так нравиться как за рубежом чисто, то кто же тогда у нас в России гадит? элементарно в урну и мусоропровод попасть не может?

  20. Копирайтер Баканев Дмитрий 09.03.2010 02:15

    Мария, как ни крути - а гадят конкретные люди) И не обязательно все - достаточно процентов 10 грязнуль, чтобы создавалось такое впечатление.

  21. Жанна 07.07.2010 21:50

    Читаю статью и комментарии и на ум пришло бессмертное стихотворение С. Михалкова: «Мы знаем, есть еще семейки, Где наше хают и бранят, Где с умилением глядят На заграничные наклейки… А сало
    русское едят!»

    Пока у нас будут хаять Россию вместо того, чтобы поднять одно место, да убрать за собой,так и будет. И даже не от географии зависит, а от экологии души!

Оставить комментарий





В поле "имя" указывайте свое имя или ник, а не ключевое слово. В поле "сайт" указывайте свой личный блог (а не какие-то непонятные сайты). Иначе комментарий не пройдет модерацию. Спасибо.