Бедный маркетинг, 7 наблюдений
Дата: 05.03.2008 |
В январе я отлично покатался на горных лыжах в чудном местечке Боровец (как опытный горнолыжник, рекомендую). Помимо того, как превратить 3х-метрой слой снега в отличную трассу для катания, братья-славяне-болгары научили меня еще кое-чему. У них, видите ли, нет нефти, зато есть сфера услуг и малый бизнес. И как этот малый бизнес крутится, как отчаянно борется за клиента, как использует все возможные ресурсы – это нужно видеть. Я увидел.
Наблюдение1: Сначала друг, потом – покупатель
Перед каждым рестораном стоит зазывала. Но он не хватает тебя за рукава и не тащит внутрь, как это сделали бы арабские хлопцы. В первый день они просто здороваются и знакомятся. И лишь на следующий день, между делом, при встрече могут спросить «как вам местная кухня? Я знаю одно неплохое место!». Он вроде бы и не сотрудник ресторана, он всего лишь по-дружески нам его советует. Обычный партизанский маркетинг скажите вы. Да, но бывает плохая реализация, а это – хорошая.
Наблюдение2: Используются всевозможные способы привлечения клиентов
Практически любая забегаловка на 6 столов использует следующие способы привлечения клиентов.
1 Сотрудничество с гидами, которым раздаются флаера
2 Зазывала у входа или внедренный в толпу
3 Листовки, которые раздаются отдыхающим. Кстати, всегда содержат какую-то выгоду, причем не просто скидку, а, например, бесплатный бокал пива (разницу между бокалом пива и 5%-скидокой мужчине объяснять не нужно )
4 Несколько вывесок, больших и маленьких, на самом здании и соседних деревьях – короче везде
5 Планшет на улице
В моем городе иные заводы не используют столько рекламных каналов.
Наблюдение3: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Свиные и бараньи туши на вертеле благоухают просто фантастически. После лыж пройти мимо невозможно.
Наблюдение4: Грамотный мерчендайзинг
А именно – весь товар лицом. Весь! К сожалению, нет фото спортивных магазинов – они буквально со всех сторон увешены товарами. Я покупал горнолыжную куртку, и ни разу не услышал от продавца «точно такая же, только красная есть на складе». Все расцветки и модели на виду! Или вино в ресторане – такая же ситуация:
Меню есть меню, а аппетит разыгрывается не от букв с цифрами, а от таких видов.
Наблюдение5: Сегодня у нас скидки!
Скидки есть везде и всегда. Мы обедали в мексиканском ресторане, в котором скидка 10% дается всем посетителям, ее прямо вписывают в счет. Зачем? Затем, что гиды, зазывалы и другие «агенты» могут смело его рекомендовать «вам там сделают скидку!».
Наблюдение6: Максимальное использование рекламных площадей
В маленьком курортном городке невозможно поставить щиты 3х6, поэтому все изворачиваются по-своему. На одном домике (одноэтажном) я насчитал целых 8 вывесок: три вывески интернет-клуба, три – обмена валюты, одну – одежды и одну – фотоцентра. Не кисло, да?
А Данон, тем временем, покупает рекламу на horse-taxi.
Ну и последнее наблюдение: все должно радовать глаз.
Даже мусорные бачки)
Если зарубежные курорты – это симфония малого бизнеса, то Красная поляна и Абзаково – это праздник госкапитализма. Поэтому, хорошего сервиса на наших курортах ждать не приходится.
P.S. Улыбнуло резюме копЕрайтера
Никуда я не спешу, почитаю попишу:
Как слить рекламный бюджет в унитаз
Реклама в интернете от top4top!!! Срочно!!!
Высшее образование для копирайтера: филфак или физмат?
Где найти клиентов или правило 3F для фрилансера
— Вы тоже считаете, что меньше рекламный бюджет, тем лучше маркетинг? (не всегда, но часто)
Тогда скорей подписывайтесь на мой RSS!
В любом случае — до следующего эфира!
Искренне ваш, Аэрофлот копирайтер Дмитрий Баканев.
Комментарии
на запись “Бедный маркетинг, 7 наблюдений”
Оставить комментарий
Классно и грамотно всё написано. Особенно порадовало про мерчендайзинг. Я жду, когда такое в России будет. Жду, когда пиджаки будут висеть лицом к покупателю, когда все книги в книжном магазине будут обложкой ко мне…
Спасибо.
Александр, не сыпьте мне соль на рану. Книжные магазины - это грустная песня)
А мерчендайзинг это да! Как правило, часть магазина располгается под открытым небом, и каждый божий день хозяева вытаскивают со складов одежду и обвешивают ей буквально весь фасад магазина (одноэтажный домик). А каждый вечер затаскивают назад. Когда проходишь мимо - ты даже не вывеску видишь, а ряды курток и комбенезонов. Вот это я понимаю, мерчендайзинг.
Здорово, если бы у нас на лыжной базе в г. Северске Томской области было бы подобное обслуживание. Это придает больше эмоций и оставляет массу впечатлений!
Мусорные баки навеяли - у нас в городе как-то стояли симпатичные урны - «Брось в меня» - яркие такие. Вот только простояли лишь один день, День города.
vektor18, это точно. Даже если метет пурга, видимость - 30 метров, то настроение все равно отличное!
Julia07, а это даже не урны - всего лишь баки, которые стоят даже не на центральной улице а где-то в лесу, на заднем дворе отеля. Но все равно разноцветные и яркие:)
мусор викидывают часто и все,так что реклама на урнах и баках - то что надо
Здорово наверное отдохнулось, да еще и с пользой для дела. Хорошие моменты рабочие взяты для примера. Даааа много нам не хватает, точнее всего еще. Особенно хамство везде, скорее всего с этим мы далеко не продвинемся. А жаль(
Да уж, Болгары - молодцы. Киприоты в этом плане еще лучше, у них такой сервис. Ну а Россия/Украина… в общем дети у нас замечательные, а все что мы делаем руками … особенно в сфере обслуживания.
Резюме копЕрайтера тож улыбнуло:) особенно наличие прав категории A, B и звания инструктора по йоге для детей. Что тут сказать, необходимые титулы для копЕрайтера
Гуля, отдохнулось действительно здорово. На следуюдщей неделе поеду в Абзаково - сравню по горячим следам)
Zahar Pechatniy, ага, релевантный опыт налицо)
Да, очень познавательная статья. Учиться нам еще и учиться.
Да никогда у нас такого не будет - менталитет не тот. К тому же, земли слишком много, а людей толковых - слишком мало.
Алёна, да, такого никогда. Но можно сделать хотя бы лучше, чем сейчас.
Людей толковых у нас всегда было много. Но вот, как бывший владелец рекламного агенства хочу спросить - может ли тот чувак, что на дом 8 вывесок повесил поверить, что если б он жил в России, документы на каждую ему выписывали бы от 4-х до 12 инстанций. Причем ещё и приходили бы проверяли, мозги компоссировали. Поэтому, рынок «наружки » так сильно монополизирован, особенно в небольших городках, где есть «собственное рекламное бюро мэра» и «все остальные».
Бедный - не бедный, а такие «партизанские приемчики» грех не применять, даже при возможностях «богатого» маркетинга.
Наташа, в том-то и дело, что когда есть богатый маркетинг, «бедным» заниматься лень)
ТАк ладно не умею у нас - так еще и учиццо не хотят. С иным клиентом поговоришь минут 30 минимум, и уже тогда чувствуешь что вроде как убеждать начал. Но это далеко не всегда. В основном, у них есть очень «веский» аргумент: «Я 10 (12,15,30…) лет в бизнесе, я лучше знаю, что мне хорошо, чем ты». НУ или возможны варианты, суть которых сводится всё к тому же - типа я самый умный и мне плевать, что ты мне тут говоришь.
«Так ладно не умеют у нас - так еще и учиццо не хотят.»
Алексей, по-моему первое как раз следует из второго)
Прикольно!
Оказывается Восточные базары идут от «самого грамотного мерчендайзинга в мире» к колыбели продаж.
В Ташкенте еще каких-то 5 лет назад как раз так и было - весь товар лицом. Сегодня - все причесано, прилизано и заковано в пластиково-алюминиевую «цивилизацию».
А мне вот интересно, если всем так нравиться как за рубежом чисто, то кто же тогда у нас в России гадит? элементарно в урну и мусоропровод попасть не может?
Мария, как ни крути - а гадят конкретные люди) И не обязательно все - достаточно процентов 10 грязнуль, чтобы создавалось такое впечатление.
Читаю статью и комментарии и на ум пришло бессмертное стихотворение С. Михалкова: «Мы знаем, есть еще семейки, Где наше хают и бранят, Где с умилением глядят На заграничные наклейки… А сало
русское едят!»
Пока у нас будут хаять Россию вместо того, чтобы поднять одно место, да убрать за собой,так и будет. И даже не от географии зависит, а от экологии души!