Баканев Дмитрий: «Сначала искал клиентов на форумах, но быстро понял, что это «пустое»

Дата: 08.09.2008 |

Милейшая девушка (и по совместительству копирайтер) Анастасия Подсевалова на неделе взяла у меня интервью. Что я считаю главным в профессии копирайтера, с чего начал знакомство с блогосфером и почему мне не грозит «звездная болезнь» - обо всем этом я рассказал Насте.

Привет, Дима!

Привет!

Думаю, логично будет начать с начала. Какое у тебя образование?

Самое что ни на есть копирайтерское – техническое. Я заканчивал Московский Физико-Технический Институт.

Тебе помогают или мешают технические знания в профессии?

Скорее не технические знания, а технический склад ума. Очень помогает, в первую очередь стройно мыслить и просто изъясняться.

А как же художественное оформление текстов? Неужели все складывается только из логики?

Честно говоря, не в курсе, что такое художественное оформление текстов. :) Если серьезно, то, конечно, кое-каких лингвистическо-журналистских навыков не хватает. Например, мне сложно подобрать какую-то красивую метафору – приходится специально этому учиться, замечать в книгах метафоры, выделять их и т.д. Но вообще (метафоры, обороты и т.д.) это не главное, конечно.

Читала, что ты был и «математиком, курьером, логистом, снабженцем, экспедитором, продажником, управленцем, предпринимателем», а копирайтер в тебе проснулся за размышлениями в деревне. Так какие же мысли вывели тебя на путь копирайтинга?

Вывели не размышления, а случайный заказ – друг попросил написать около десятка текстов на его сайт. Это я потом уже понял, что мне всегда это нравилось, и на всех бывших работах и должностях я часто писал статьи, коммерческие предложения, письма для директ-мэйл рассылок (в большом количестве).

Вот ты говоришь: метафоры – не главное. А что главное? Какими профессиональными качествами, по-твоему, должен обладать копирайтер?

Ну начнем с того, что у каждого копирайтера свой стиль и, соответственно, немного разные навыки. Вот Джо Витале, например, обожает гипноз и внедряет в свои тексты различные гипнотические фишки. А Огилви наоборот, насколько я помню, не любил такого рода приемы, он даже метафоры считал абсолютно лишними, особенно в заголовках.

Но общее все же есть – это, на мой взгляд, умение понять, чего хочет человек. Он же сам тебе об этом не скажет – ни на фокус-группе, ни в соц. опросе. Умение взять его за живое, написать такой заголовок, который прямо сейчас в его голове крутится.

Возвращаясь, к началу пути. Сложно было «вливаться» в новую профессию? Что было после первого заказа от друга?

Поначалу было тяжело с точки зрения финансов. После сытой жизни продажника, нужно было начинать все с начала.

В самом начале был период, когда я искал клиентов на форумах и фриланс-сайтах, но быстро понял, что это «пустое». После этого сосредоточился на своих любимых оффлайн-заказчиках (их у меня два, я их знал еще до начала копирайтерского пути) и на ненавязчивом пиаре в Интернете (блог, сайт).


Кстати, легко ли тебе быть одновременно и копирайтером и блоггером?

Конечно, ведь вести блог - это удовольствие и просто кайф!

Были ли у тебя примеры для подражания, люди, на кого ты ровнялся, когда только начинал?

Ну это, по-моему, главный и практически единственный источник информации по профессии – смотреть, как пишут монстры копирайтинга. Я читаю минимум 2-3 книги в месяц по теме, все хорошие блоги по копирайтингу (в рунете их 2-3, не больше). После прочтения книги или хорошего текста, сразу ввожу прием в оборот, а дальше смотрю: работает он или нет, подходит мне или нет. Кого-то выделять сложно, начал я с чтения блогов Димы Кота и Ярослава Шакулы, сейчас беру в магазине все книги, которые содержат ключевые слова «копирайтер», «рекламный текст» и т.д. Дома смотрю – туфта или нет. :)

А конкурентов не боишься?

Смотря в какой нише. Если это оффлайн, то там нет конкуренции вообще, люди просто не слышали о таком, что можно кого-то попросить текст для буклета написать. Серьезно. Все происходит по знакомству, по рекомендациям, и главный мой конкурент – это непонимание, зачем нужен копирайтер, если можно сесть самому и написать, или попросить девочку из отдела маркетинга.

В онлайне… Тоже пока не замечал. Возможно дело в том, что в моей ценовой нише работает не так уж много людей.


Ты писал, будто самое страшное, что может случиться с копирайтером – «звездная болезнь», когда вместе с успехом приходит и успокоение, вроде уже всего добился и особо напрягаться уже нет смысла. Как ты сейчас совершенствуешься, повышаешь квалификацию?

Ну до успеха мне пока далеко, поэтому «звездная болезнь», хвала богам, не грозит. :) Совершенствуюсь просто – пишу. Не сильно мало, чтобы не «сбить прицел», но и не сильно много, чтобы были силы и время придумать что-то этакое, новое.

С какими ошибками, на твой взгляд, может столкнуться начинающий копирайтер?

Давай сначала определимся с терминологией. Мы копирайтерами называем всех, кто что-то пишет, в том числе авторов, которые пишут тексты для сателлитов, сео-сайтов и т.д.? Или тех, кто пишет рекламные тексты? (вторая версия - классическая, и мне ближе).

Второе, разумеется.

Тут мне сложно судить – большинство копирайтеров начинают в рекламных агентствах, а я в них никогда не работал. То, о чем пишут все копирайтеры (применительно к молодым авторам), – излишнее стремление к «креативу», не глядя на реальные результаты, цифры и т.д. Но за собой я такого не замечал. :)

Хочешь сказать, не случалось разочарований, когда хотелось «бросить все» и вернуться к сытой жизни продажника?

Нет, что ты, я свое дело очень люблю. А какие могут быть разочарования? Маленький отклик? Отказ клиента? Каждая неудача – это сигнал о корректировке курса, который приходит нам сверху.

И, наконец, какие советы ты бы дал начинающим копирайтерам?

Да я пока сам начинающий. :) Два года в профессии, поэтому от советов воздержусь. Скажу лишь, что мне помогает писать лучше:

Два года в профессии – это мало?

а разве много? :)

Все относительно. :) Относительно меня – много.

Источник: блог «вступая на тропу копирайтинга».

————————————————————————-
Не пропусти ссылки по теме:
«Основатель Битрикса предлагал мне $5000 в месяц». Интервью с Давыдовым
Коворкинг — не место для того, чтобы наживаться на фрилансерах! Интервью с Алексеем Глазковым, автором effman.ru
Франк Эббеке: «Я сам был копирайтером и точно знаю: научиться этому в университете невозможно»

Пока вы читаете, люди пишут. И очень интересно
Алексей Глазков продает слона. Самые филейные части уже раскупаются во всю!
Павел Давыдов объясняет, какая разница между онлайн и офлайн-копирайтингом
— Вы еще не в курсе, что Сергей Жуковский регулярно разбирает кейсы на своем блоге? А зря. Вот - последний, о том, как привлечь клиентов в интернет-магазин и как сделать демпенгующих конкурентов

С подозрением относитесь к словам «креатив» и «концептуальность»?
Тогда скорей подписывайтесь на мой RSS! Или получайте обновления на email.
Искренне ваш, Аэрофлот копирайтер Дмитрий Баканев.

Комментарии

на запись “Баканев Дмитрий: «Сначала искал клиентов на форумах, но быстро понял, что это «пустое»”

  1. Ярослав 09.09.2008 13:48

    Про оффлайн - ерунда какая-то. Копирайтинг не только для всякой пижни типа «Окна Балашиха» бывает. Им-то он как раз и не нужен особо, главное - цена и «сарафан». А так - копирайтинг в оффе развит куда больше, и как раз в нем места дилетантам, которые себя называют копирайтерами, нет. А в онлайне сейчас прямо фетиш какой-то)))

  2. Bakanev Dmitriy 10.09.2008 16:29

    Ярослав, сумбурность изложения скрыла от меня суть ваших мыслей. Попробую конкретезировать, что я имел в виду когда говорил «в оффе конкуренции меньше чем в онлайне, и копирайтинг в оффе развит меньше чем в онлайне».

    Возьмите 100 владельцев реальных магазинов. И возьмите 100 владельцев интернет-магазинов. Из первой сотни, 1-2 будут знать, кто такой копирайтер, и то, что он оказывается может написать тексты для их каталога-буклета-вывески-визиток. Из второй сотни (интернетчики) потенциально знает о существовании копирайтеров 10, или 20 или даже 50.

  3. Ярослав 12.09.2008 11:36

    Конечно, зато 99 из 100 владельцев оффлайн-магазинов знают о рекламных агентствах, которые им сделают все, что нужно)

  4. Bakanev Dmitriy 12.09.2008 11:57

    Ну рекламные агентства копирайтерам-фрилансерам не конкуренты. РА нужны если нужно освоить бюджет. А попробуй придти в агентство и попроси просто буклет сделать - во-первых на тебя смотреть будут сверху вниз (ты им как клиент не интересен, нет бюджета - нет комиссионных), а во-вторых цену заломят о-го-го.

    Владельцы оффлайн магазинов пойдут в РА, если им нужна будет реклама (причем в РА пойдут только самые крупные, скорее всего сетевики, а не одиночки). Но едва ли владелец оффлайн-магазина пойдет в РА за комплектом текстов для сайта или за идеей для буклета, потому что еще раз повтороюсь - он не в курсе, что есть такие люди, которые тексты пишут. Он сядет вечером, и сам эти тексты напишет. Корявые, непродающие, с ошибками - но свои.

    Такое вот ИМХО)

Оставить комментарий





В поле "имя" указывайте свое имя или ник, а не ключевое слово. В поле "сайт" указывайте свой личный блог (а не какие-то непонятные сайты). Иначе комментарий не пройдет модерацию. Спасибо.